Демественный распев – один из основных распевов русской церкви. Иногда его называют «демественным пением». Самое раннее упоминание о нем относится 1441 году (Воскресная летопись).

В середине 16 века демественный распев был распространен в Новгороде. Хор и отдельные певцы исполняли его при праздничных Богослужениях. Из Новгородских мастеров второй половины 16 века как «демественному пению… роспевщик и творец» славился Василий Рогов (в монашестве Варлаам).

Самые ранние из известных записей демественного распева относятся к 70-м годам 16 века. Время расцвета демественного распева 17-й век. Им пели важнейшие песнопения всенощной и литургии, величания, задостойники, песнопения архиерейского богослужения, освящения храмов, венчания.

Примеры демественных распевов:


Оживший 17 век. Трисвятое. Демественное многоголосие


Царю Небесный, стихира Пятидесятницы, демественный распев, расш. Ирина Герасимова

Царь Иван Грозный предложил созванному в 1551 г. в Москве Собору ввести Новгородское пение "на Москве и во всех Московских пределах". Таким образом, 1551 год можно считать датой, когда многоголосное пение получило санкцию государственной и церковной власти на введение его в церквах всего государства.


Гимн "Да исполнятся уста моя". Демественное многоголосие рук. Даниил Саяпин

Песнопение из рукописи нач. XVIII в. из Вологодского Софийского собора. Место хранения - ГИМ (Синодальное Певческое Собрание). Реконструкция Даниила Саяпина


Гимн "Единородный Сыне"

Гимн "Единородный Сыне" - строчное многоголосие XVII в.


Христос воскресе. Тропарь Пасхи. Демественное многоголосие

Расшифровка Смирновой Екатерины Александровны

"Трисвятое глаголемое "Волынка", строчное пение, демественное многоголосие. Расшифровка Е. Смирновой

На развитие многоголосного строчного пения также оказала влияние 1)народная протяжная песня и 2)инструментальная музыка древнего Новгорода.